С чего начать подготовку к рисованию и лепке вместе с ребенком

Что вам может понадобиться.

Знакомство и погружение в мир изобразительного искусства следует начинать сразу по двум направлениям - практическому (рисование, лепка и прочая ручная работа) и теоретическому (изучение, т.е. фактически рассматривание с малышом произведений, созданных настоящими мастерами). Поверьте, одно от другого неотделимо, а творчество вашего малыша, даже поверхностно знакомого с историей искусства, будет и богаче, и разнообразнее.

С чего же начать?
Разумеется, обзавестись материалами - и для практики, и для теории.








Рисование

Для рисования нужны краски или карандаши - разных видов, сортов, тонов и оттенков. Практика показала, что для самых маленьких лучше всего - гуашь.

Ее преимущества:

  • легко отмывается и отстирывается;
  • быстро высыхает на любом материале;
  • поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом - гуашь непрозрачна;
  • эта краска безвредна - ни у одного из моих маленьких учеников не было на нее аллергии;
  • наконец, она невкусная! (Родители самых маленьких художников меня поймут. Попробовав (без вреда для себя) один раз ее на вкус, в дальнейшем ребенок будет, скорее всего, использовать ее только по прямому назначению - т.е. для рисования).

Недостатки

  • упаковка - у баночек с гуашью, как правило, плотно закрывающиеся крышки, которые ребенок сам открыть часто не в состоянии, да и закрыть как следует тоже. Покупая гуашь, выбирайте такую, чтобы крышки легко откручивались и закручивались (плохо закрытая гуашь быстро засохнет);
  • ограниченный набор цветов. Интересная цветовая гамма - одно из главных достоинств первых детских "произведений", поскольку все прочие - красота рисунка, своеобразие композиции и т.п. придут значительно позже. Поэтому с первых же опытов рисования нужно учить ребенка смешивать краски - сперва на листе, а затем и на палитре;
  • короткий "срок жизни" - маленькие дети рисуют густо, "пастозно", поэтому целую баночку гуаши могут истратить на один рисунок. Будьте готовы к тому, что придется часто докупать по одной те краски, которые кончаются;
  • порой слишком едкие, "кислотные" оттенки цвета. При выборе гуаши остерегайтесь слишком "ядовитых" цветов - они не украсят рисунок, а формированию умения "чувствовать цвет", скорее всего, повредят;
  • гуашь меняет цвет при высыхании - для маленького "живописца" это не так уж важно (но именно поэтому профессиональные художники гуашью пользуются редко).

Акварель
Достоинства

  • краска нежная, прозрачная, рисунок выглядит легким и воздушным;
  • легко отмывается, отстирывается, как правило, безопасна при попадании в рот (выбирайте только акварель, специально предназначенную для детей!);
  • как правило, удобно упакована - в открытые лотки, по несколько цветов в одной коробке (есть, впрочем, акварель и в отдельных баночках, и в тюбиках, но она, скорее, для взрослых художников);
  • срок жизни акварели дольше, чем у гуаши, одной коробки хватает надолго;

Недостатки

  • при неделикатном с ней обращении быстро пачкается, легко течет, достаточно долго сохнет:
  • если ее класть в несколько слоев на лист - рисунок, скорее всего, станет грязным - красочные слои не перекрывают друг друга, а смешиваются на листе;

Работа с акварелью требует большего мастерства и опыта, чем рисование гуашью. Когда малыш научится достаточно легко управляться с кистью, обзаводитесь и такими красками, они откроют новые возможности перед вашим юным дарованием.

Чем рисовать

Для работы с красками понадобятся кисти. Обзаведитесь для начала тремя - тонкой, средней и толстой. Для первых двух (№№2-3 и 5-6) подойдут беличьи (но можно и любые другие), а толстые (9, 10 или 11), как показала практика, лучше всего собачьи (или пони). Они меньше лезут и рассыпаются при сильном надавливании - маленькие живописцы работают необыкновенно экспрессивно!

Есть неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки кисть: раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете кисточку нижней ее частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут ее сразу правильно. Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что кисточка снова в кулаке - остановите рисование и переложите кисточку правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает правильно держать кисточку.

Я обычно говорю детям, что с кисточкой надо быть ласковым и нежным. Можно своей рукой поводить ручкой малыша по листу, показать направление движения и - опять же - несколько раз остановить, когда ребенок нажимает слишком сильно. Важнее всего в этих ситуациях - терпеливо останавливать, объяснять, помогать.

Сейчас многие педагоги практикуют с самыми маленькими рисование пальцами и ладошками. Почему бы и нет - если, конечно, вы приобрели для этого специальные краски. Но будьте готовы к тому, что при таком рисовании в рот попадет гораздо больше краски, чем если бы вы дали малышу кисточку. Кроме того, далеко не все дети легко переходят от рисования пальцами к работе с кистью.

Но не это главные причины, по которой мы с малышами не рисуем пальцами. А вот почему:

  • палец - он всегда одной толщины, и линия выходит толстой и однообразной. Вот, например, мы делаем рисунок обычного дерева: для ствола возьмем кисть потолще, для рисования ветвей деревьев лучше взять кисточку средней толщины, а листву прописать самой тонкой кисточкой. Попробуйте-ка то же самое проделать пальцами!
  • вот малыш обмакивает пальчик в синюю краску и рисует, ну скажем, тучу. Потом он хочет сделать рядом солнышко и обмакивает пальчик в желтую краску. Какое солнышко получается? Правильно, зеленое. А дальше он рисует красную птичку. Какая выходит птичка? Грязная, вот какая… Не очень-то удобно после каждого мазка ходить мыть пальчики, а тем более ладошки. Вот почему мы предпочитаем кисти.

Графические материалы

Пастель - неплохой материал для рисования. Пастельными мелками можно делать линейные рисунки, штриховать и закрашивать поверхности, различные оттенки пастели хорошо смешивать прямо на бумаге. Она легко смывается с рук и одежды (а также с пола и с мебели - проверено!). Пастель необходимо закреплять - для этого под рукой нужно держать лак-аэрозоль.

Будьте готовы к тому, что в мелкой крошке от осыпавшейся пастели будет вся ваша квартира, и под вашими ногами постоянно будут поскрипывать раздавленные кусочки разноцветных мелков. Все это относится и к "профессиональным" графическим материалам, таким, как уголь, сангина или соус - давать их маленькому ребенку желательно под вашим пристальным наблюдением.

Цветные карандаши - наиболее безопасный и безвредный "рисовальный" материал. Правда, сейчас стали поговаривать о некоторой опасности для малыша, берущего в рот графитный грифель. Карандаши неплохи для тренировки мелкой моторики, подготовки руки к письму, выполнения различных "умных" заданий (например, по методикам Монтессори) - рисования по точкам, обводки, штриховки и т.д. Однако их колористические возможности крайне ограничены, и для рисования краски все же предпочтительнее.

Карандаши часто ломаются, поэтому стоит обзавестись хорошей точилкой. 3-4-летний ребенок вполне способен уже сам поточить свои карандаши.

Фломастеры - худшее, что вы можете дать малышу для рисования. Они не требуют никаких ручных усилий, как карандаши, цвета их неестественно яркие и насыщенные, живописных возможностей - смешения, получения дополнительных оттенков и т.п. - они не почти допускают. Процесс снятия и одевания колпачков отвлекает от рисования, а потом колпачки начинают теряться, и фломастеры очень быстро высыхают. Малыши, как правило, сильно нажимают на грифель, и он уходит внутрь фломастера без всякой возможности вынуть его обратно. Обычные фломастеры крайне плохо отмываются с рук и лица и совершенно не отстирываются. Если же вы все же будете покупать фломастеры, выбирайте потолще и обязательно на водной основе, а не на спиртовой.

На чем рисовать

Вам потребуется также какая-нибудь основа для рисования. Это может быть альбомная или тетрадная бумага, а может - специальная, большая, для черчения или для акварели. Хороши для рисования красками старые обои - их обратная сторона нередко имеет очень интересную фактуру. (Для "масштабного рисования" мы раскатывали рулон обоев детям прямо на полу). Годятся ненужные картонные коробки и ящики, куски дерева, фанеры или оргалита, ткань, стекло, керамика, деревянные доски, нераскрашенные деревянные ложки и "болванки" разных конфигураций, глиняные и гипсовые фигурки и посуда или изделия из соленого теста и много чего еще. Не обязательно специально покупать бумагу - осмотритесь, наверняка найдется в доме что-нибудь, что не жалко отдать "на растерзание". Можно выделить стену в детской и оклеить ее белой бумагой или светлыми однотонными обоями (но придется ее периодически переклеивать) или вешать большой лист бумаги на стену булавками, заменяя его на новый по мере необходимости.

Покупать мольберт (если средства позволяют) лучше простой, деревянный, и при первых опытах рисования на мольберте очень важно следить за тем, чтобы ребенок не набирал на кисточку много воды - иначе краска потечет. А лучше для начала рисовать вообще без воды. Если у вас есть возможность приобрести мольберт - вы вряд ли пожалеете об этой покупке.

А вообще-то рисовать можно чем угодно и на чем угодно - мелом на асфальте или доске, зубной пастой на кафельной плитке, губной помадой на зеркале, пальцем по запотевшему стеклу или просто палочкой на песке…

Что еще?

Еще вам понадобится большая клеенка или газеты, чтобы спасти пол и ковры, ваша старая майка или мужская рубашка в качестве "спецодежды" для юного живописца, несколько сухих и влажных тряпочек, а в дальнейшем еще баночка для воды и палитра - деревянная, пластмассовая или керамическая, на которой смешивают краски. При выборе палитры для малыша отдайте предпочтение той, где предусмотрены отделения для каждой краски. Причем отделения эти должны быть широкими (в маленьких ячейках малыш не может еще смешивать краску, а на ровной поверхности без ячеек краски будут сливаться).

Готовимся к лепке и аппликации: пластилин и соленое тесто

Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть… Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая малыша тем, что сделана его руками.

Что вам может понадобиться

Пластилин

Если вашему малышу 1,5-2 года - пора начинать лепить из пластилина !

Первое, что нужно сделать, купив его - устроить "презентацию" материала. Даже если вы не в состоянии "изваять" зайца или медведя (что в принципе несложно), изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.

Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло - дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый "рельеф" - скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое "объемное" произведение вашего малыша, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите, выберите видное место на полке и торжественно установите "шедевр" там . В дальнейшем "галерея" будет пополняться, а мастерство - совершенствоваться.

Несколько рекомендаций, касающихся выбора материала.

Хороший пластилин должен:

  • легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться, не таять в руках;
  • кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
  • с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен
  • один кусочек пластилина должен легко лепится к другому и хорошо держаться впоследствии;
  • легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
  • достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
  • легко отмываться с рук теплой водой.

Поэтому, приобретая пластилин в первый раз, купите самый маленький набор. Если вам повезет найти нечто выше описанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости. (В России, например, такой пластилин выпускает ярославский завод "Луч"). Если выбранная вами марка отвечает всем требованиям, можете приобретать комплекты, в которых максимальный набор цветов и обязательно прилагается стек - ножик для разрезания и обработки материала.

Совершенно непригодна для маленьких детей одноразовая масса, которую лепят с использованием специальных форм. Часто дорогой пластилин, не липнущий к рукам, оказывается годен лишь для того, чтобы катать шарики - даже слепить два шарика между собой оказывается невозможным - пластилин не липнет не только к рукам, но вообще ни к чему не липнет. Пластилин, разложенный по отдельным емкостям (по цветам) порой быстро высыхает, оставшись без родной баночки.

Соленое тесто

С самыми маленькими (до года) - хорошо начинать с соленого теста. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными.

Рецептов соленого теста очень много - у нас лучше всего работает такой: 1 часть соли - 2 части муки - 1-2 столовые ложки сухого обойного клея (можно добавить еще столовую ложку растительного масла) перемешать и понемногу добавлять воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось.

Преимущества соленого теста перед пластилином:

  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • легко отмывается и не оставляет следов;
  • безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей) - обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
  • лепится оно замечательно, к рукам не липнет (если правильно замешано);
  • можно сушить в духовке, а можно и без - просто на воздухе;
  • краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
  • поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
  • с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Недостатки:

  • фигурки могут деформироваться при высыхании - особенно если тесто недостаточно крутое - пластилин сохраняет форму;
  • поделки хрупкие - часто бьются и ломаются;
  • тесто - материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;
  • срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет, в холодильнике оно хранится довольно долго).

Глина и гипс

Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы. Лет с трех-четырех, когда ребенок перестает все пробовать на вкус, можно попробовать лепить и из них. Но не оставляйте ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! Здесь ваше творчество должно быть совместным. Эти материалы требуют использования воды. Кроме того, желательно хотя бы небольшое знание технологии лепки и "техники безопасности". (Например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).

Сейчас продаются различные виды натуральной глины и глиняный порошок, можно купить и готовые формы для отливки из гипса (делать их самим непросто). К наборам прилагаются подробные инструкции с описанием процесса работы (читайте внимательно!).

Конечно, особенное удовольствие дети получают от росписи готовых изделий. Можно купить специальные краски - восковые, для декоративной росписи. Но сгодится и обычная гуашь.

Прежде чем расписывать поделки из глины и гипса, их нужно тщательно просушить (чем дольше, тем лучше). Глиняные изделия становятся прочными только после обжига, но качественно обжечь в домашних условиях практически невозможно, поэтому лучше просто высушивать их на солнце. А затем поделка "грунтуется" - покрывается несколькими слоями белой краски - и снова сушится. Теперь можно расписывать…

А еще лепить можно из папье-маше (масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера), мокрого песка, снега (когда оттепель), обычного теста для кондитерских изделий и даже… из репейника.

Чем еще неплохо обзавестись для лепки

Деревянной или пластиковой дощечкой. Хорошо, если она будет большой (примерно 40-50 х 20-30 см). Тогда на ней поместятся все заготовки, подручные материалы, готовая "продукция", а также останется место, чтобы раскатывать детали. (Маленьким часто удобнее катать шарики по доске, чем между ладонями).

Скалкой - раскатывать тесто или глину. Подойдет, впрочем, и ножка от старой табуретки.

Формочками и стаканчиками - для нарезания одинаковых деталей. Не обязательно специальные формочки для теста - подойдут и обычные детские, из песочницы. Мы нарезали тесто круглыми коробочками от пластилина, баночками от гуаши, обычными чайными блюдцами и стаканами и т.п.

Пластмассовыми или деревянными ножиками. Хороши и для разрезания материала, и для украшения изделий. Должны быть небольшими, чтобы ребенку было удобно взять в руку. В меру острыми, чтобы отрезать кусок пластилина, но не поранить руку или лицо (в одном детском саду был случай серьезной травмы глаза стеком для лепки). Этот же ножик очень пригодится вам, когда придет время отскребать пластилин от пола, двери, стен и мебели…

Зубочистками. Лет с трех - когда дети уже более-менее контролируют свои действия. Универсальное приспособление - годится для украшения изделий точками, полосками, орнаментами, может стать частью поделки (например, из них получаются прекрасные мечи и копья для пластилиновых воинов, мачты для парусов, крылья для ветряных мельниц, стволы для деревьев, флагштоки и т.п.), а также может использоваться в качестве каркаса (вставить в длинную шею динозавра-диплодока из теста, чтобы во время высыхания шея не согнулась).

Соломинками от соков и разными другими предметами, имеющими интересную фактуру. Прижимая их к пластилину, глине или тесту, можно получить узоры всевозможных конфигураций.

Различными природными и неприродными материалами, к которым хорошо лепятся пластилин и тесто. Кора, ветки, шишки, желуди, ракушки, морские губки, ореховая скорлупа, опилки от карандашей,.. горох, фасоль, макароны, крупа, а также пластиковые бутылочки, стаканчики из-под йогуртов и творожков, "бочонки" от шоколадных яиц, упаковки из-под яиц настоящих, спичечные коробки, одноразовые бумажные тарелки и стаканы и т.д.

Основами для "рельефов" и объемных композиций. Не выбрасывайте куски картона, оргалита, коробки из-под обуви, конфет, игрушек и т.п. Лепка - это не только отдельные поделки, но и целые многоплановые композиции.

Теперь выберите удобное место для лепки (практика показала, что хорошо лепить на кухне - там легче все отмыть) и… можно начинать.

Аппликация

Изготовление композиций из бумаги, ткани или природных материалов, работа с ножницами и клеем доставляет много радости даже очень маленьким детям (если, конечно, предоставить им максимальную свободу и не требовать технического совершенства и безупречного качества работы). Традиционная детсадовская аппликация в младших группах всем знакома - стандартный набор аккуратно вырезанных воспитательницей деталей, ею же выбранная композиция - детям остается только по возможности правильно приклеить каждую деталь на свое место. Язык не поворачивается назвать это творчеством.

Первое, что желательно сделать, начиная занятия аппликацией, - подавить в себе желание что-то вырезать или наклеить за ребенка. Показать - другое дело. Но пусть его работа будет авторской.

Что вам может понадобиться.

Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые - их можно дать полуторагодовалому ребенку и показать, как они действуют. Есть и еще один вариант: подберите большие ножницы с такими кольцами для пальцев, куда поместились бы одновременно и ваши пальцы, и пальчики ребенка. Вложите ножницы в ручку ребенка, сверху возьмитесь сами и - режьте вместе. Несколько таких упражнений - и действие будет освоено. Сперва малыш делает ножницами одиночные надрезы (вроде бахромы), но довольно быстро осваивает и разрезание больших листов. И вот тогда уже можно учить его резать по линиям - сперва по прямым, потом по волнистым.

Основа - листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.

Клей:

  • с кисточкой. Для самых маленьких лучше заварить крахмал - наиболее безопасный вид клея. С двух лет уже можно пользоваться обычным канцелярским клеем или (что лучше) ПВА. Последний хорош тем, что легко отмывается, почти не оставляет пятен и клеит прочно.
  • без кисточки. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: малыши осваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один - такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).

Материал для аппликации. Здесь ваша фантазия безгранична. Материалом для поделки может быть не только цветная бумага (простая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр), но и

  • старые иллюстрированные журналы;
  • обертки, фантики от конфет, этикетки, упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки;
  • кусочки ткани, кожи, меха, ваты;
  • цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой);
  • крупы, мелкие макароны, вермишель;
  • фольга, скотч, обрезки полиэтилена;
  • сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки;
  • опилки от карандашей.

Первые аппликации можно собрать из нарезанных малышом клочков разноцветной бумаги, им же самим наклеенных - домики, кораблики, фантастические растения, остроконечные горы, диковинные цветы - да мало ли что может получиться из неровных треугольников и многоугольников! Стоит лишь чуть-чуть "включить" воображение…

КАК ПОЗНАКОМИТЬ И ПОДРУЖИТЬ ВАШЕГО МАЛЫША С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ?


Воспитание ребенка чем-то схоже с написанием картины: сперва возникает замысел, затем - "вынашивание" сюжета, потом закладывается грунт-основа для будущего творения, а вот дальше-то и начинается самое интересное. Мазок за мазком, фрагмент за фрагментом создается произведение, которое после окончания работы мастера заживет самостоятельной, независимой от него жизнью. А пока идет творческий процесс, художник выбирает подходящие лишь для этой, конкретной картины цветовые сочетания, композицию, тщательно обдумывет и прорабатывает каждую деталь.

В своем стремлении воспитать маленького человечка в гармонии с миром и самим собой, родители стараются, чтобы каждый "фрагмент" их "произведения" - каждая сторона личности их ребенка - была по возможности яркой и интересной.

Изобразительное искусство - это лишь одна грань. Но какая!

Мы даем годовалому ребенку бумагу и карандаш. "Порисуй!". И он рисует. Это заложено природой - начиная с первобытных времен человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называют скучным словосочетанием "эстетическое воспитание" - бесконечное, увлекательнейшее путешествие в страну пластических искусств. И от того, насколько бережно и увлеченно вы его поведете, зависит, насколько комфортно в дальшейшем он будет чувствовать себя в этом, действительно, волшебном мире. Потом , спустя какое-то время, его встретят на этой дороге воспитатели, учителя рисования, а даст Бог - и педагоги художественной школы. Они помогут, но начинать - вам.

Мало вероятно, что ваш малыш - если он только не прирожденный художественный гений - обучится всему самостоятельно. Когда ребенок в одиночестве несколько минут возит фломастером по бумаге или уныло прилепляет кусочки пластилина к своему столику, скорее всего через какое-то время вы просто не сможете уговорить его даже просто взяться за карандаш. Как бы плохо вы не рисовали, все же вы делаете это пока лучше вашего малыша. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ЕГО ОДНОГО НАЕДИНЕ С КРАСКАМИ ИЛИ ПЛАСТИЛИНОМ СЕГОДНЯ - и через какое-то время вы будете приятно удивлены, когда вам предъявят уже вполне законченное произведение.

И вот тогда - что бы вы не увидели - ИСКРЕННЕ ВОСХИТИТЕСЬ тем, что он сделал.

Пусть ваше совместное с ребенком творчество будет еще и маленьким уроком знакомства с окружающим миром.

Например, сегодня вы были на прогулке, и вдруг пошел снег. Принесите немного снега домой на еловой ветке, и пусть он растает на глазах у малыша. Покажите ему снег на любом пейзаже. Это могут быть картины Питера Брейгеля или малых голландцев, чудесные зимние сцены есть у Моне или Серова . Просто нарисуйте снежинку - это сумеет даже самая "нерисующая" мама.

А вот дальше - творите!

  • Возьмите синюю цветную бумагу и белую гуашь - пусть ваш малыш тоненькой кисточкой ставит на ней точки-снежинки.
  • Закрасьте синей краской кусочек картона, прилепите парочку плоских пластилиновых елок (3-4-летка может уже сделать это сам) и пусть малыш лепит к ним и к синему "небу" кусочки-снежинки из белого пластилина.
  • Разомните на мелкие шарики кусок пенопласта, смажьте клеем ПВА принесенную из лесу еловую ветку, а ребенок посыпает ее заготовленным "снегом". Летом это "снежное чудо" напомнит вам о зиме.
  • Нарежьте помельче немного елочного дождика, насыпьте его в банку, полную воды, закройте поплотнее. Если малыш потрясет банку, в ней будет настоящая снежная буря.

Это все можно делать, даже если ваш ребенок совсем маленький. А уже какие зимние пейзажи можно сотворить с трех-четырехлетним "мастером" - на бумаге, внутри коробки из-под обуви, на разделочной доске или куске обоев!

Или наоборот - жаркое лето, горячий песок. Не побоявшись грязи, возьмите немного песка домой.

Сделайте любой рисунок клеем на куске картона (то же солнышко). Пусть сын или дочка посыпают его сверху песком. Стряхните лишний - картина готова.

  • Или слепите солнышко из соленого теста, а когда оно высохнет, ваш малыш раскрасит его, а вы покроете лаком. Зимой с ним вам будет немного теплее.
  • Дайте ребенку желтую цветную бумагу - пусть порвет на мелкие кусочки. Из них получится великолепная мозаика-пустыня, если потом приклеить их на голубой картон. Клейте вместе.
  • Сделайте обитательницу песков - змею. Из старого чулка, набив его газетами. Пришейте волосы из ниток, глаза - у детей появится новая, симпатичная игрушка.
  • Просто дайте малышу банку желтой гуаши - пусть покрасит кусок обоев. По этим "песчаным далям" можно будет потом водить караваны пластилиновых верблюдов.

Мировое художественное наследие открывает нам необъятное множество образов, которые и ярче, и нагляднее, чем абстрактные знаки и символы математики или иностранного языка, к которым, однако, мы начинаем приобщать детей достаточно рано. Меж тем как "Прекрасная садовница" Рафаэля, "Жиль" Ватто или "Лопухина" Боровиковского - образы, исполненные столь совершенной ясности, что их способен воспринимать даже младенец (по-своему, разумеется). Разве мы не в состоянии открыть ребенку этот мир?

Метод столь популярной вот уже несколько лет среди образованных мам Сесиль Лупан (она чуть ли не единственная, кто посвятил целую главу в своей книге обучению малышей истории искусства) сводится к тому, чтобы показать малышу основы изобразительного искусства - виды и жанры, имена, хронологию, стилистику - все понемногу. Выглядит это так (цитирую по книге): "Самое лучшее - ежедневно (например, перед вечерним чтением) знакомить ребенка с десятью картинами. Такая процедура отнимет у вас всего несколько минут, тем более, что делать это можно не сразу, а в два приема. Когда вы исчерпаете запас репродукций одного художника, начинайте показывать их снова, только в более быстром темпе (добавляя две-четыре новые картины в день), а потом переходите к другому художнику. Такое ежедневное рассматривание картин приведет к тому, что живопись станет для вашего ребенка чем-то знакомым, близким и необходимым".

Если хотите создать в головке вашего мальчика или девочки картотеку энциклопедических знаний о предмете (и только!), путь Сесиль Лупан - это ваш путь. Но чтобы научить просто получать удовольствие от созерцания - этого мало. На картину нужно смотреть внимательно - и лучше всего, конечно, в оригинале. Красивое здание надо обойти со всех сторон и зайти внутрь. Совместная ваша с малышом радость, которую вы получили от созерцания нескольких произведений стоит дороже, чем тщеславное удовольствие от того, что маленький человечек легко манипулирует именами и датами.

Количество произведений, которые вы за один раз можете посмотреть с малышом, упрощенно говоря, равно его возрасту: с годовалым - одну, с двухлетним - две и т.д. Но и это не правило. Иногда пятилетнему стоит показать только одну картину, а может и растянуть удовольствие знакомства на несколько дней (если это, скажем, "Воз сена" Босха, "Ночной дозор" Рембрандта или "Явление Мессии" Иванова), и двухлетке можно "пролистать" серию работ, чем-то объединенных (Богоматерь с иконы, мадонн Боттичелли и Рафаэля, византийские фрески с изображением Марии и Иисуса, рельефы Донателло и Микеланджело, картины испанцев - Эль Греко, Веласкеса, Риберы на ту же тему).

На первый взгляд может показаться, что такой подход менее эффективен, чем то, что предлагает Лупан. Но… Вы куда-то торопитесь? Вы хотите "как можно больше"? Но зачем? Если вы научите своего ребенка внимательно и неспешно смотреть на произведение искусства, он будет и в дальнейшей свой жизни получать массу удовольствия от созерцания, в любом путешествии, в незнакомом городе, в новом музее он откроет для себя что-то новое, неожиданное, а впечатления будут яркими и свежими.

Если же задаться целью показать как можно больше, впечатления будут поверхностными, но страница окажется уже открытой, как бы просмотренной - невнимательно, по диагонали. Так ли уж часто вам хочется снова читать уже некогда прочитанную книгу?

Все, о чем я здесь рассказала - лишь первые, но какие интересные шаги, которые уже сейчас может сделать ваш малыш по неизведанной пока для него стране пластических искусств. Решились начать - замечательно! И неважно, сколько в данный момент вашему малышу - год или, скажем, восемь. В любом случае - вы не опоздали. И кто лучше мамы или папы сможет помочь ему на этом пути?

По статье Валерии Белоцерковсой, преподавателя истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества